Кэт Стивенс (англ. Cat Stevens, имя при рождении Стивен Деметр Гиоргиу, в 1978 году изменено на Юсуф Ислам; род. 21 июля 1948, Лондон) — английский певец, автор песен и мультиинструменталист, в 1970-х годах продавший 60 миллионов альбомов, два из которых (Tea for the Tillerman и Teaser and the Firecat) стали трижды платиновыми в США.

Ноты для фортепиано Cat Stevens

У вас есть ноты, которых нет в списке?

Биография

В 1979 году Кэт Стивен покинул поп-сцену, принял ислам и, взяв новое имя, Юсуф Ислам, посвятил себя просветительской и благотворительной деятельности в мусульманском сообществе. В 2006 году музыкант вернулся на сцену и выпустил свой первый (после 26-летнего перерыва) альбом An Other Cup.

Стивен Деметр Гиоргиу (англ. ) родился 21 июля 1948 года в Лондоне в семье грека-киприота Ставроса Гиоргиу и шведки Ингрид Уикман, которые заправляли рестораном «Moulin Rouge» неподалеку от Пикадилли. Отец, православный христианин, и мать-баптистка, отдали мальчика в католическую школу St. Joseph Roman Catholic Primary School на Маклин-стрит. Когда Стивену было восемь лет, родители развелись, но продолжали совместную работу в своем ресторане.

Стивен Гиоргиу начал писать песни в двенадцать лет: к этому времени он уже играл на фортепиано и брал уроки игры на гитаре. Съездив с матерью в Швецию, он познакомился с ее братом Хьюго, профессиональным живописцем: с этого момента — увлекся изобразительным искусством.

В шестнадцатилетнем возрасте Стивен поступил в Хаммерсмитский художественный колледж, но проучился недолго, решив посвятить себя фолк-музыке. К этому времени он уже давал концерты в лондонских пабах и кофейнях; первый из них состоялся в 1963 году, в дуэте с Питером Джеймсом, под псевдонимом Кэт Стивенс (подружка как-то заметила, что глаза у него «кошачьи»). Друзья и близкие, однако, всегда звали его Стивом, не Кэтом.

Музыкальная карьера

В восемнадцатилетнем возрасте Кэт Стивенс произвел своим выступлением впечатление на менеджера Майка Херста (англ. Mike Hurst), в прошлом — участника британской вокальной группы The Springfields), и тот помог ему с заключением контракта. Синглы «I Love My Dog» (1966), «I’m Gonna Get Me a Gun» (1967) и «Matthew and Son» (заглавный трек дебютного альбома, вышедшего в начале 1967 года) стали хитами: второй и третий вошли в британскую «десятку», поднявшись до #6 и #2 соответственно. Следующие два года Стивенс непрерывно гастролировал (с такими разными исполнителями, как Джими Хендрикс и Энгельберт Хампердинк), постепенно создавая себе репутацию восходящей звезды британской поп-сцены.

Второй альбом New Masters (1967) успеха в Британии не имел, но позже вызвал интерес — тем, что содержал в себе трек «The First Cut Is the Deepest», ставший хитом в исполнении Рода Стюарта (сначала его исполнил П. П. Арнолд). Бурный образ жизни сказался на состоянии здоровья Кэта Стивенса: он заболел туберкулезом. В больнице певец заинтересовался мировыми религиями, занялся медитированием, стал вегетарианцем. Здесь же — написал более 40 песен, которые сформировали основу репертуара, принесшего ему вскоре мировую известность.

Подписав новый контракт с Island Records, Стивенс выпустил Mona Bone Jakon, альбом, записанный с продюсером Полом Сэмвеллом-Смитом, в прошлом — участником The Yardbirds. Пластинка, выстроенная на блюз- и фолк-структурах, но аранжированная очень просто, явила слушателю совсем иного Кэта Стивенса, размышляющего о смысле жизни и суетности поп-славы.

Сингл из альбома «Lady D’Arbanville» (#8, 1970) — посвящение покинувшей его возлюбленной, актрисе и модели Патти Д’Арбанвиль) — стал хитом, поднявшись до #8 в британских чартах. Аккомпанировали ему здесь на флейте Питер Гэбриэл (будущий вокалист Genesis), перкуссионист Харви Бернс и гитарист Алан Дэвис.

Всемирную известность Стивенсу принес альбом Tea for the Tillerman (#1 в Billboard 200; #206 в списке 500 Величайших альбомов по версии журнала Rolling Stone). Синглами отсюда вышли «Wild World», «Hard-Headed Woman» и «Father and Son», своего рода поп-автобиография, спетая двумя разными голосами.

The Teaser and the Firecat (1971, #2 UK), стал золотым в США через три недели после выхода. Параллельно в чартах один за другим побывали «Peace Train» (#7), «Morning Has Broken» (#6, кавер христианского псалма с обновленной лирикой, написанной Элинор Фарджон) и «Moonshadow» (#30).

Я придумываю мелодию и продолжаю напевать ее до тех пор, пока слова сами не рождаются из нее, постепенно вхожу в гипнотическое состояние: позволяю тексту развиваться в любом направлении, куда он сам захочет… «Moonshadow» я написал в Испании, когда ночью начал танцевать на скалах, под аккомпанемент плещущихся волн, под яркой луной… Это был один из тех моментов, к которым только и нужно стремиться, когда пишешь песни… — Кэт Стивенс в интервью бостонской радиостанции.

В 1971 году несколько песен Кэта Стивенса были использованы в саундтреке к фильму «Harold and Maude», который приобрел культовую популярность и познакомил новую аудиторию с музыкой певца уже после того, как тот перестал записываться. Catch Bull at Four (1972, с синглом «Sitting», #16) стал золотым за 15 дней, а верхнюю строку в списках «Биллборда» удерживал 3 недели. С годами голос Стивенса чуть огрубел, звук стал жестче, но в целом он не изменял однажды выбранному направлению вплоть до 1978 года, когда неожиданно после выхода Back to Earth объявил о своем решении покинуть поп-сцену.

Юсуф Ислам

Ключевую роль в решении Стивенса перейти в ислам, сыграл инцидент в Малибу в 1975 году. «Поняв, что тону, я мысленно воскликнул: о Бог! — если ты спасешь меня, я буду работать только для тебя!» — позже рассказывал он в интервью. Поначалу Стивенс увлекся буддизмом, нумерологией, картами таро и астрологией, но потом брат Дэвид подарил ему Коран и тем самым предопределил дальнейшую судьбу. Кэт Стивенс формально принял ислам в 1977 году, а год спустя поменял имя на Yusuf Islam. Последнее выступление его на музыкальной сцене датируется 22 ноября 1979 года: это был благотворительный концерт в честь «Года ребенка» на стадионе Уэмбли.

Бывший певец обратился к рекорд-компании с просьбой более не распространять его музыкальную продукцию, а получив отказ, решил все доходы от релизов направлять на филантропические и образовательные цели в мусульманском сообществе. В 1981 году он построил начальную школу (Islamia Primary School) в Килберне на севере Лондона, после чего основал несколько исламских средних школ и благотворительное общество Small Kindness, до сих пор помогающее жертвам голода в Африке, Индонезии и Ираке. В 1985—1993 годах он возглавлял организацию Muslim Aid.

В 1985 году Юсуф Ислам решил впервые выйти на музыкальную сцену, чтобы выступить на историческом концерте Live Aid, и даже написал по этому случаю новую песню. Но выступить ему не удалось из-за того, что Элтон Джон намного превысил свой лимит времени.

21 февраля 1989 года Юсуф Ислам вызвал международный скандал выступлением в Кингстонском университете, когда поддержал требование смертной казни для Салмана Рушди (за «Satanic Verses»). В телепрограмме «Hypotheticals» он заявил следующее: «Вместо того, чтобы сжигать изображение преступника, я предпочел бы для него реальное наказание. Если бы Рушди появился у меня на пороге, я попытался бы лично дозвониться до Айатоллы Хомейни и указать, где тот находится». Позже, в интервью журналу Rolling Stone 2000 года Юсуф Ислам выразил сожаление по поводу эффекта, вызванного его заявлениями, и утверждал, что был втянут в скандал искусственно средствами массовой информации.

В течение многих лет выпускавший лишь пластинки религиозного толка, в новом веке Юсуф Ислам стал возвращаться на музыкальную сцену: перезаписал «Peace Train» для сборника, на котором, в числе прочих, были представлены Дэвид Боуи и Пол Маккартни, а позже исполнил ту же вещь на концерте в честь Нельсона Манделы, причем выступил с Питером Гэбриэлом, в далеком прошлом — своим флейтистом. В декабре 2004 года вместе с Ронаном Китингом (экс-Boyzone) Юсуф Ислам записал новую версию песни «Father and Son»: сингл дебютировал в британских чартах на 2-м месте.

В 2005 году вышел сингл «Indian Ocean» — о цунами 2004 года, — записанный с индийским продюсером Рахманом, Магне Фуруолменом (клавишником A-ha) и барабанщиком Travis Нейлом Примроузом. Деньги, вырученные от продажи сингла, были (по каналам организации Small Kindness) переадресованы сиротам Банда Асе, района, особенно пострадавшего от удара волны.

2006 —

В декабре 2006 года Юсуф Ислам дал свой первый американский концерт (в Линкольновском центре).

За месяц до этого в 2007 (на собственном лейбле Ya Records) он выпустил альбом An Other Cup (с синглом «Heaven»/«Where True Love Goes»), записанный с продюсером Риком Ноуэлсом (известным по работам с Дайдо и Родом Стюартом).

В январе 2009 года Юсуф Ислам (при участии Клауса Фурмана) записал версию песни Джорджа Харрисона «The Day the World Gets Round». Все средства от продажи сингла были направлены в фонды, помогающим населению сектора Газа. При этом Фурман использовал идею (им оформленной) обложки битловского альбома Revolver, пририсовав к лицам Джорджа и себя самого лицо молодого Кэта Стивенса.

5 мая 2009 года вышел новый альбом Юсуфа Ислама Roadsinger (A&M Records/Island Records), дебютировавший на #41 в Billboard 200 и на #10 в UK Album Charts.

Интересные факты

Песня «Here Comes My Baby» из дебютного альбома Кэта Стивенса принесла большой успех группе The Tremeloes.

В начале 70-х Кэт Стивенс имел романтическую связь с Карли Саймон, чьи песни «Legend in Your Own Time» и «Anticipation» написаны о нём.

Композиция «Longer Boats» — о летающей тарелке, которую музыкант наблюдал однажды ночью.

В многочисленных интервью Юсуф Ислам утверждает, что уговорил его вернуться к музыке сын, 22-летний Мухаммед Ислам, также музыкант и художник, в 2007 году сам выпустивший дебютный альбом под псевдонимом Yoriyos.

10 ноября 2004 года Юсуф Ислам в Риме в присутствии пятерых нобелевских лауреатов премии мира получил награду «Человек за мир» от Фонда Горбачева.

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь

@zonanot

Generated with Avocode.