Антон Веберн (также Антон фон Веберн) род. 3 декабря 1883 года в Вене — австрийский композитор, дирижёр, представитель «Новой венской школы». 

Ноты для фортепиано Веберн Антон

У вас есть ноты, которых нет в списке?

Биография

Антон Веберн был сыном горного инженера Карла фон Веберна, служившего чиновником в министерстве сельского хозяйства. Мать Веберна Амалия (урождённая Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей. В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1885 стал серьёзно заниматься музыкой. Д-р Эдвин Комауэр обучал его игре на фортепиано и виолончели. Окончив гимназию, Веберн учился как музыковед в Венском университете под руководством Гвидо Адлера (1902-06). С 1904 по 1908 Веберн занимался композицией у Арнольда Шёнберга, что оказало самое серьёзное влияние на формирование его личности и творчество. Творческие контакты Веберна со своим учителем продолжались до конца жизни Веберна. В классе Шёнберга Веберн сблизился также с другим выдающимся композитором Альбаном Бергом. Их триумвират вошёл в историю музыки под названием «Новой венской школы», и сам Веберн считал, что Шёнберг — голова, а он и Берг — крылья Шёнберга.

С 1908 Веберн работал как оперный и симфонический дирижёр в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим обществом. В 1928-38 дирижёр австрийского радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии.

Жизнь Веберна оборвалась трагично вскоре после окончания войны в Миттерзиле, занятом тогда американскими войсками. 15 сентября 1945 около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии. Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что её муж по состоянию здоровья и по своим принципам «не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».

Веберн воспитал множество учеников. Один из них, Филипп Гершкович (1906—1989), в течение многих лет (1941—1987) жил в Советском Союзе, ведя активную педагогическую деятельность.

Творчество

Ученик и последователь создателя т. н. «атональной» школы Арнольда Шёнберга, Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.

Он автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Он также автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке» изданного посмертно в 1960, и т. д.

Творчество Веберна оказало огромное влияние на течения послевоенного музыкального авангарда на Западе, включая таких композиторов как Стравинский, Булез, Штокхаузен, Ноно, Мадерна, Лигети и др., а также на российских композиторов Волконского, Денисова, Шнитке, Губайдулину, Кнайфеля, Вустина, и многих других.

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь

@zonanot

Generated with Avocode.